[latexpage]Задания с графиками представляют собой довольно обширный материал. Связано это с тем, что графическое представление информации довольно удобно. Первое с чего следует начать при работе с графиком — определить зависимость какой физической величины от какой (обычно от времени) выражает этот график и, особенно важно, на единицы измерения этих величин.Перечислим основные зависимости, рассматриваемые в кинематике и приведем их графическое истолкование, по сути подытожив все о чем мы говорили ранее (при рассмотрении тем прямолинейное равномерное и равноускоренное движение)
Характеристики движущегося тела | Аналитический вид зависимости | Графическое представление | Что можно найти по графику? |
Равномерное прямолинейное движение | |||
Скорость | Проекция скорости: $v_x=const$ | ![]() |
1. Проекцию скорости и ее модуль;
2. Проекцию перемещения и его модуль. Перемещение — площадь под графиком скорости. Если график лежит ниже оси $t$, то проекция перемещения также как и проекция скорости будет отрицательна; 3. Путь. |
Модуль скорости: $v=const$ | ![]() |
1. Модуль скорости;
2. Модуль перемещения; 3. Путь. |
|
Перемещение и путь | Проекция перемещения: $s_x=v_xt$ | ![]() |
1. Проекцию и модуль перемещения;
2. Проекцию и модуль скорости $v_x=tg \alpha$ (иногда требуется сравнить скорости, это можно сделать по углу наклона графика, на рисунке $\alpha _1>\alpha _2$, значит $v_1>v_2$); 3. Путь. |
Модуль перемещения, путь: $s=vt$ | ![]() |
1. Модуль перемещения;
2. Модуль скорости $v=tg \alpha$ (иногда требуется сравнить скорости, это можно сделать по углу наклона графика, на рисунке $\alpha _1>\alpha _2$, значит $v_1>v_2$); 3. Путь. |
|
Координата | $x=x_0+v_x t$ | ![]() |
1. Путь и модуль перемещения $s=\left | x_2-x_1 \right |$;
2. Проекцию перемещения $s_x=x_2-x_1$; 3. Проекцию и модуль скорости $v_x=\frac{x_2-x_1}{t}$; 4. Сравнить скорости по углу наклона $v=tg \alpha$; 5. Координату и время встречи; 6. Начальную координату. |
Прямолинейное равноускоренное движение | |||
Скорость | $v_x=v_{0x}+a_xt$ | ![]() |
1. Ускорение $a_x=\frac{v_{2x}-v_{1x}}{t_2-t_1}$ либо тангенс угла наклона графика скорости к оси времени численно равен ускорению;2. Проекцию и модуль скорости;3. Проекцию и модуль перемещения аналитически s_x=\frac{v_{2x}+v_{1x}}{2}\cdot (t_2-t_1) (площадь под графиком скорости); |
Ускорение | Проекция ускорения $a_x=const$ | ![]() |
1. Проекцию и модуль ускорения;
2. Проекцию и модуль изменения скорости как площадь под графиком ускорения. |
Координата и перемещение | Перемещение $s_x=v_{0x}t+\frac{a_xt^2}{2}$ | ![]() |
1. Проекцию и модуль перемещения;
2. По тангенсу угла наклона графика с осью времени величину и знак проекции скорости в данный момент времени; 3. По ориентации ветвей параболы (вверх или вниз) знак проекции ускорения (плюс или минус, соответственно). |
Координата $x=x_0+v_{0x}t+\frac{a_xt^2}{2}$ | |||
Путь |
Здесь рисунок!!!