5.7. Качественные задачи

Под качественной задачей в физике понимается задача, которая связана­ с качественной стороной физиче­ского явления, решаемая путем логиче­ских умозаключений, основанных на за­конах физики, путем построения черте­жа, выполнения эксперимента, но без применения математических действий.

Успех при решении качественной задачи зависит от того, умеет ли ученик физически мыслить, т.е. понимает ли он, может ли он излагать сущность состояний тел и процессов, происходящих в них, вскрывать взаимосвязь явлений (причин­но-следственные зависимости), умеет ли ученик на основании законов физики предвидеть ход явлений.

Для получения максимального балла за выполнение этого задания (2 балла) необходимо: правильно (кратко) ответить на поставленный вопрос, сформулированный в задании и дать полное и правильно пояснение, базирующееся на знании свойств данного явления.

На ОГЭ по физике используется два типа качественных заданий:

1. Правильный (краткий) ответ на поставленный вопрос (первый элемент ответа) предполагает выбор более чем из двух возможных вариантов. Примером такого вопроса может служить следующий: «Какого цвета будут казаться красные розы, рассматриваемые через зелёное стекло? Ответ поясните». Для этого задания возможны различные варианты краткого ответа (красного цвета, зелёного, чёрного, коричневого и др.). В этом случае для выставления 1 балла достаточно наличие правильного (краткого) ответа на поставленный вопрос («Розы будут казаться чёрного цвета») или приведение корректных рассуждений без сформулированного явно ответа («Красные розы отражают свет в красной части спектра. Зелёное стекло пропускает лучи зелёной части спектра»).

Схема оценивания задач данного вида

2. Краткий ответ на задачу предполагает выбор одного из указанных в тексте задания двух возможных вариантов ответа. Примером такого вопроса может служить следующий: «Каким пятном (тёмным или светлым) ночью на неосвещённой дороге кажется пешеходу лужа в свете фар приближающегося автомобиля? Ответ поясните». В этом случае для выставления одного балла за решение недостаточно только указания на правильный выбор одного из двух приведённых вариантов, а необходимо наличие частичного обоснования или, по меньшей мере, указания физических явлений (законов), причастных к обсуждаемому вопросу («Зеркальное отражение света»).

Схема оценивания задач данного вида

Разбор качественных задач по механике

Разбор качественных задач по механике (продолжение)

Разбор качественных задач по тепловым явлениям

Разбор качественных задач по электромагнитным явлениям